Документ 02
Рапорт-доклад N 12/11
КОМКОН-2 Урал-Юг
Дата: 20 декабря 11 года
Автор: Shechn, инспектор-интроскопист.
Тема 031: «Взгляд в будущее»
Содержание: отчёт о внеплановом контакте с принципалами
и педагогами без собственной видимости.
Экселенц.
Представляю Вашему вниманию отчет о внеплановой интроскопии на территории двух департаментов с целью определить глубину понимания установок так называемого "социального заказа в образовании", а также возможностей выполнения этого заказа педагогами, принципалами и особями, считающими себя специалистами в области управления и оптимизации образования в школах упомянутых департаментов, которые из соображений, известных Вам, называть не буду.
Экселенц.
Согласно нашим правилам, материалы, являющиеся цитатами других исследователей, мною будут автоматически заключены в кавычки, однако авторов называть я буду не всегда, так как соображения секретности позволяют нам это делать. Но, в основном, здесь будут цитаты из исследований известного Вам С. П. Также будут высказывания известного всем министра Ф. , а также слова (по памяти) лица, называемого в широких кругах НЛ или ВВП и также, по возможности, самого господина Президента.
У меня, Экселенц, создалось впечатление, что выполнению "социального заказа" мешают две принципиальные вещи:
1.Слабое представление проектировщиков и исполнителей о предмете. Отсутствие в этом вопросе чётко поставленных целей, планирования задач и результатов. Есть, конечно, планирование на различных уровнях, но эти планы не носят общего системного характера и не могут продвинуть всё общество к педагогической цели. Отчасти из-за того, что планы имеют четкую коньюнктурную очерченность и направлены не на результат, а на создание определенного мнения у руководства, желаемого руководимому.
2.Противоречия в представлениях образа выпускника школы у исполнителей-педагогов с одной стороны и у больших руководителей на разных уровнях, вверху и внизу (простите, Экселенц, здесь существует такая градация людей), вкупе с родителями с другой.
На этих, Экселенц, двух пунктах и базируется отчёт о моих впечатлениях по данному вопросу. Постараюсь осветить оба.
Как известно из исследований нашего сотрудника в ОЗ "Ни одно государство в мире не рассматривает школу, как систему, призванную научить людей (тем более - воспитать их). Узкоутилитарная функция образования - интегрировать человека в социум. И не в "социум вообще", а в тот конкретный, который породил данную школу - частицу данного государства. Этой задаче - воспроизводству общества и общественных отношений - подчинено всё"
Позволю себе не совсем согласиться с данным утверждением, поскольку еще лет 40 назад школа неплохо справлялась с задачами обучения и воспитания, хоть и с оговорками о "подчинённости всеобщей идее".
Далее автор исследования пишет: "Поэтому и трагична роль Учителя. Будучи включённым в эту систему, он не то чтобы не может идти против неё... Может! И очень часто идёт. Но системе это более чем безразлично. Она организовала дело так, что чем лучше Учитель, тем лучше он выполняет свою интегративную функцию. Ему кажется, что он учит думать и сомневаться, учит человечности и добру. Очень может быть, что учит - если мысли и сомнения, человечность и честность входят в число ценностей данного общества и воспроизводятся вместе с ним. В противном случае воспитываться будет нечто другое". И чуть ранее СП резюмирует: "Конфликты, в нашей Реальности успешно и быстро разрешившиеся в шестидесятые - семидесятые годы XX столетия, здесь усилены и растянуты во времени"
Что же касается слабости представлений о самом предмете разговора, то из непосредственных контактов с педагогами, принципалами и руководителями департаментов это стало более чем ясно. Достаточно одного примера. Мария Ивановна, педагог со стажем, горячо говорила: "Школа воспитывает Человека, Гражданина и Патриота, нравственного и культурного, порядочного и честного. Она готовит его к службе в Ар...". Экселенц, вы уже давно вместе со мной подвергли сомнению такие утверждения, в этом и состоит трагедия противоречия.
На примерах высказываний постараюсь осветить противоречия по второму пункту. Так из интервью известной газеты (АиФ) с министром Ф. они вытекают с очевидной беспощадностью. Вот они.
Вопрос: "- При этом военным и полиции обещают повысить зарплаты в 3 раза. Получается, офицер или полицейский государству важнее?"
Ответ министра Ф.: "- Действительно, если, например, лейтенант, бывший в школе далеко не самым лучшим учеником, только за то, что закончил военный вуз, получает в 4 раза больше своего учителя, это не очень здорово. Но здесь есть и другая сторона. За свои деньги офицер должен быть готов в любую минуту отправиться в горячую точку воевать. И отказаться он не может".
А как же тогда понимать такое: "Есть такая профессия - Родину защищать"? Или в представлении министра Ф. патриотизм и готовность к защите Родины может продаваться за деньги? Тогда он не входит в число качеств, характеризующих выпускника школы и получаемых в результате решения задач "социального заказа".
Вопрос: "- А что же главное?"
Ответ: "Многое зависит от качества работы учителя, его погружённости в предмет(?). В любой профессии есть люди, хорошо работающие независимо от оплаты. И есть люди, поведением которых можно управлять с помощью финансовых стимулов. Ещё одна проблема нашего образования - нехватка квалифицированных руководителей. Человек должен подходить к управлению не формально, а как хозяин".
Вопрос: "Что ни год - реформа образования. Дважды два четыре раньше преподавали неправильно?"
Ответ: "Не в этом дело. Жизнь стала другая. Ещё недавно главным носителем знаний был учитель. Сегодня любой пятиклассник порой знает больше педагога, потому что у него есть Интернет, телевизор с огромным количеством каналов. Поразить его знанием невозможно. Учитель должен стать наставником, проводником в мире информации. Он должен строить урок примерно так: ребята, вы можете знать в десять раз больше меня, но я вам объясню, чего стоит это знание и как им правильно пользоваться".
Оставлю эти вопросы и ответы без комментариев, так как противоречия в ответах очевидны и непростительны. Кстати, недавно премьер (НЛ) заметил, что: "Руководители рисуют себе заработные платы, несопоставимые со средним доходом работников этих учреждений (школы, больницы. - Ред.), и это несправедливо, неправильно. Коррективы будут сделаны".
А вот в этом утверждении есть голая правда. Появилось это поветрие вместе с введением так называемой НСОТ (трудно поддающаяся аббревиатура для здравого смысла). Так, например, начальник соседнего департамента образования, гранищащего с моей резидентурой, на северо-западе от неё, некто Щ. очень проникся идеей НСОТ и превратил свою власть в бизнес. И это тоже имеет отношение к рассматриваемому вопросу.
Но вот 15 декабря на ТВ-встрече с народом НЛ на вопрос как будет поддерживаться реформа МВД ответил, что повышение ЗП в разы имеет своей целью привлечение в ряды органов людей порядочных, честных, деловых, образованных и т.д. Воспроизвожу по памяти, но смысл именно такой. Логично предположить, что ввиду низких зарплат в образовании - в этой отрасли не ждут и не имеют людей с упомянутыми качествами.
Таким образом, Экселенц, предполагаю, что всякое движение вокруг термина "социальный заказ" не имеет никакого смысла, тем более, что слоган (или мантра) "образовательные услуги" продолжает иметь место в разных слоях общества и инициирован властью. Тем более, что министр Ф. в одном из недавних высказываний озвучил установку, согласно которой, школа должна растить и выпускать квалифицированных потребителей. Из передач же ТВ следует, что главными людьми в стране здесь принято считать раз и навсегда представителей шоу-бизнеса, спортсменов, неких Киркорова с его двоюродной женой и свояком Галкиным, неизвестного парикмахера-цирюльника некоего Зверева и пр. и пр.
Позднее примечание. Как пишет наш сотрудник СП "развитие возникает как результат взаимодействия поступка и сомнения. Свобода есть прежде всего развитие. С поступками всё более или менее ясно. Они естественны. ... Сомнение неестественно". Наблюдения показывают, что сомневающихся катастрофически мало, но зато много преданных и верных, не знающих сомнений.
Экселенц.
Ввиду важности проблемы полагаю своевременным вынести данный вопрос на обсуждение общественности и педагогов, размышляющих о новой, динамичной педагогике века.
Конец документа 02.
Резолюция.
Щекн. Отчет одобрен для публикации.
Необходимые корректировки сделаете в процессе обсуждения.
Рудольф.
Позднее замечание, Экселенц. Сложившаяся ситуация наводит на размышления о значении слова «педагог». И о том, как странно отражается это значение в наших современных реалиях. Само слово греческого происхождения обозначало раба или рабыню, которые обучали грамоте детей. Кроме того, педагогами называли и тех рабов, которые обучали других рабов прислуживать в доме хозяев. Согласитесь, какие-то неприятные могут возникнуть ассоциации, если знаешь значение слова «педагог»: один раб обучает других рабов быть рабами.(http://maxpark.com/community/129/content/6470437)
|