Понедельник, 06.05.2024, 10:22
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | Приветствую Вас Гость | RSS

 Илекский педсовет 

Добавить в избранное
Меню сайта
Категории раздела
Мини-чат

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Записки директора школы
04.06.2011, 22:40
Записки директора сельской школы.
(разбросанные мысли)
Статья объемная, поэтому, если нет времени прочитать сейчас, то скачайте отсюда.
Есть лишь одна проблема – одна-единственная в мире –
вернуть людям духовное содержание, духовные заботы…
А. де Сент-Экзюпери
…Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты
не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют
себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы..
Иоанн Богослов (Апокалипсис)
Я по профессии учитель, таких ребят, как вы, я готовлю к выпускным экзаменам
и хочу делать это и впредь. Что же мне, преподавать в пустых классах? Постарайтесь
продержаться! Когда с войной будет покончено, тогда-то и начнется тяжелая борьба...
Д. Нолль
"Приключения Вернера Хольта"


Группа из тридцати школьников разных возрастов от шестого до десятого класса стоит на перроне вокзала в ожидании поезда. Деревенские ребята, жмутся ближе к руководителям группы. Руководителей двое. Ребята испытывают нетерпение и чуточку беспокойства перед неизвестным. Отправляемся в туристическую поездку на летних каникулах. Это вошло в традицию – на каждых летних и зимних каникулах ездить в такие поездки. В группе обычно от тридцати до сорока школьников. Подходит поезд, группа подходит к вагону и сразу встречается с недовольным лицом проводницы: «Ой, господи, вот не повезло, опять группа, теперь намучаюсь!» Руководитель группы её успокаивает: «Не переживайте, увидите, вам придется с сожалением расставаться с нами». Размещаемся по купе, поезд трогается и путешествие началось.
Много было таких поездок. Каждый школьник за годы учебы побывал в не менее чем шести, восьми путешествиях. Казань, Минск, Ленинград, Новгород, Симферополь, Пятигорск, Алма-Ата, снова Ленинград, Москва и снова Москва, Тянь-Шань..… В первые часов восемь поездки ребята возбуждены, это понятно, перед неизвестностью надо показывать себя чуточку героями, затем наступает успокоение, все берется в вагоне под их контроль. Добровольно. Во всех купе чистота, в проходе вагона постоянно кто-то убирает, их никто не заставляет, просто идут к проводнице и просят веник, щетку и все. Прибываем на место, выходим из вагона, проводница: «Никогда не видела такой группы, почаще бы…» Ребята прощаются, некоторые постарше не забывают поблагодарить, ищем глазами встречающих и турпоездка в полном объеме началась.
Воспитание патриотизма… Словами, мероприятиями в школе? Директор школы твердо убежден, что каждый ребенок должен несколько раз увидеть свою Родину за годы учебы и из окна вагона и побывать в её прекрасных городах, поразиться красотой природы, оценить размеры не только из уроков географии, увидеть созданное на её просторах человеческими руками, прикоснуться к истории в музеях столиц и крупных городов. Возвращаются ребята из путешествия чуточку другими, их молчаливость понимаю, как взросление, подъем на одну, пусть маленькую ступеньку в своём отношении к стране, к её красоте, истории и своей причастности к ней.
Увиденное всегда впечатляет их. Удивительно наблюдать, как им хочется прикоснуться к культуре даже в поведенческом отношении. И всегда эта забота старших о младших! Вот возвратились из поездки на автобусе в Казанский кремль, и пока идем к гостинице молодежного центра – разразился дождь. Старшие укрывают маленьких от дождя, сняв свои куртки, пиджаки, чтобы те не простудились. Почему-то дома это не всегда проявляется, но и это можно понять, учитывая особые правовые отношения в школьной ребячьей среде, когда ученики дежурного класса запросто могут сделать расшалившемуся пятикласснику необидное замечание – «получишь по башке!»
В разгаре учебный год. Кончился сентябрь. Хорошо, что школа это система, а значит имеет замечательное свойство саморегулирования, отлаживания. Жизнь в колее. В кабинет директора на большой перемене «вваливается» толпа старшеклассников. Рассаживаются за совещательным столом. Их мало каждый год, от двенадцати до 15 человек в десятом и столько же в одиннадцатом. Пришли с идеей. Возбужденные. Тревожные. Не все классы сдают заметки в школьную газету, что делать? Идет обсуждение проблемы, постепенно сами находят решение. То есть это они очень уверенны, что сами и гордятся этим. А газета то выходит большого формата и с десятидневной периодичностью, времени нет совсем. Перегрузка? Интересным делом? Нет уж, это аллертность жизни и пусть так и будет. Тут же идеи насчет будущего школьного вечера, как выступит школьный ансамбль, какой репертуар и скоро ли поедем в Студеновскую школу с визитом, - концертом и волейбольным матчем? Поедем, поедем, уже созвонились, нас ждут, надо готовиться. Называю срок. Уходят из кабинета со звонком на урок. Вижу, уходить не хочется, не все сказано, значит придут ещё. Буду ждать.
 Следующая перемена. Входит учительница иностранного языка. Лицо расстроенное. «Что мне делать с Юркой К.?» А в чем дело, спрашиваю. Не дает вести урок, мешает. Что посоветовать? Разве только убедить, что ребенок не может мешать, ему просто не хочется быть на твоем уроке, но ситуацию надо решать долгим разговором и убеждением. Не убедил, не получилось, чувствую, - не смог. Настроена против Юрки серьёзно. Юрку, конечно, приглашу к себе, попробую понять… Предлагает вызвать родителей. Осторожно поправляю, что вызвать можно повесткой в милицию, прокуратуру, суд, а школа может только пригласить. Пригласить, уважая своё и их, родителей, достоинство. Придется взять это под контроль вместе с завучем. Это работа. 
Следующий учебный день. Снова перемена. Входит заместитель по воспитательной работе. В шестом классе бунт. Причина – молодая учительница, классный руководитель, только что получившая диплом, решила у всех школьников своего класса отобрать часы. Мотив – отвлекаются. Вот тут придется убеждать, перебороть упрямство и убедить вернуть личные и, кстати, очень полезные для ребят вещи. Уметь отслеживать время это начало к умению его беречь, а этому мы тоже должны учить. Всему учить, что можем и умеем сами, вот и все. Зная уже характер молодого педагога, готовлюсь к нелегкому разговору. Эх, эти учительские амбиции, амбиции… Нет, чтобы обыграть ситуацию и пустить в русло деятельности… Когда еще к ней придёт опыт? И придет ли он вообще?
Школьная жизнь особенная, ни в одном учреждении нет такой атмосферы, как в школе. Вот в восемь вечера заканчивается рабочий день, уходит домой редакция газеты, заканчивает свои занятия волейбольная секция, музыкальный ансамбль закончил репетицию с трудом заставляю выключить компьютеры в кабинете информатики… Иногда родители притворно обижаются: зачем вы их там держите? Почему они все туда идут во второй половине дня? Ответить, как одесситы – «а я знаю?» Думайте сами – почему. Потому что может быть интересно? Или всем есть по душе дело? Или надоело перенимать отрицательный опыт вас, родителей? Потому что Ванька М. в десятом классе стал писать программы на Паскале лучше меня и я ему честно сказал: Иван, больше я тебя ничему не могу научить, давай дальше сам? И он сам…занял первое место в олимпиаде по информатике.
В одной хорошей книге прочитал, - чтобы добиться чего-то надо думать об этом все время, делать шаги к этому все время. В школе приходится думать как раз все время. И обдумывать подход, например, к …успеваемости.
Семинар директоров школ. Тема: «Информационные технологии в управлении образовательным учреждением». Читаю доклад. Пошли вопросы. Разные и среди них, на мой взгляд, самый интересный по своей нелепости – а повлияло ли все это на повышение успеваемости школьников? Спасибо за вопрос. Как ответить? Решаю – пространно. На мой взгляд, успеваемость, с одной стороны, понятие весьма относительное, с другой стороны, очень субъективное. Да, «опытная» Мария Ивановна четко разделила – все, кто получают «4» и «5» хорошо успевающие, троечники слабоуспевающие, и есть совсем НЕ успевающие. Такой подход отвергаю напрочь. Успевающим должен быть весь школьный коллектив. Все учителя и учащиеся. А если в школе на протяжении шестнадцати лет нет правонарушений среди учащихся, это не успеваемость? А если ребята имеют возможность несколько раз совершить путешествия в течение школьной жизни по своей стране, это не успеваемость? А если их с трудом вечером выпроваживаешь усталых из школы, это не успеваемость? А выявление направляющего таланта ребенка, что является, на мой взгляд, истинной задачей школы? Когда присутствует все это в школе и грамотное управление освобождает временные ресурсы учителя для работы с детьми, тогда и складывается настоящая успеваемость. Успеваемость часть будущей успешности в жизни. И поэтому мы просто обязаны ограждать ребенка от систематической неуспешности в наш нелёгкий век, воспитывать в нем достоинство и желание быть не хуже других, уверенность. Вот и складывается из этого успеваемость. А оценки? А что оценки! Ну не дано пока Маше понимать мою математику, но у нее есть талант и любовь к биологии, и я её за это уже только одно обязан уважать. Много мнений, много суждений.
Школу посещают чиновники. Они все знают. Потому что должность обязывает. Как говорят японцы - «нельзя потерять лицо». Поэтому сыплют замечаниями, советы похожи на предписания, на совещаниях менторски вещают. Всегда очень серьезны. Быть подчеркнуто серьезным и очень, очень «требовательным» опять обязывает должность. Таким серьезным и требовательным, что, например, приехав в сельскую школу в декабре, потребовать от учителя показать поурочные планы за… сентябрь, не догадываясь даже, что в глазах любого нормального человека это выглядит как интеллектуальное убожество. Так и хочется чиновнику напомнить слова известного персонажа: «Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Серьезное лицо - еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» Не улыбаются, нет. До сих пор не улыбаются.
Постепенно, с годами выработалось некоторое личное кредо. Проповедую осторожно его на каждом педсовете. То, что мне представляется главным при исполнении учителем своей миссии, надо бы возвести в ранг категорического императива. Имею в виду понимание, как инструмент, прибор, способ взаимодействия учителя с учеником (не с учащимся, а именно со своим учеником!) и милосердие, как нравственно-этическую позицию учителя, восприятие им учеников.
Вспомним, как мудро сказал когда-то Гекльберри Финн: «Я не могу допустить, чтобы моё посещение школы мешало моему образованию». Школа должна давать образование. Другое дело, что под этим понимать? Полагаю, что это способность целеустремленно, мировоззренчески накапливать долговременный жизненный опыт, организация воспитания воли, характера, привитие способности к успешной жизни. А мое личное определение образования очень простое – это непрерывный процесс устранения противоречий между первоначальными представлениями о мире и истинным знанием. В широком, самом широком смысле.
Можно иметь дело с ребенком, только помятуя о самодостаточности и счастливости детства. Как сказал А.Грин: «Детское живет в человеке до седых волос». Задача Учителя и школы помочь человеку на всю жизнь сохранить частицу детсткости. Кстати, и Евангелие связывает праведность с детством. Главное, чтобы человек всю жизнь не искал счастья, а умел быть счастливым и делал себя счастливым. Это большое искусство и требует напряжения жизненных сил. Им обладают только дети – их не надо этому учить. Детство обладает мудростью бытия. Но большинство людей, становясь взрослыми, утрачивают эту способность. Помочь человеку не утратить это искусство – главная задача всех, кто хочет иметь дело с детьми, как воспитатель. Не понимаешь этого – уйди в другую область деятельности. Например, сантехником.
Кажется, мы должны твердо понять, что за последние десятилетия сменилась культура. Она перестала быть книжной и стала экранной. Хорошо это или плохо – другой вопрос, но это есть. Она породила в молодых людях жесточайший рацонализм мышления с одной стороны, и духовный, физический, психофизиологический и нравственный инфантилизм с другой. Поэтому, полагаю, надо срочно пересматривать цели образования и его содержание, что наши власти пока делать не хотят. Школа должна стать вторым домом для ребенка, но с большими возможностями.
Каков же в моём понимании приемлемый образ выпускника школы? Во-первых, это личность с хорошо сформированной духовной, физической и психической сферами. Во-вторых, у выпускника школы должен быть категорический императив – единственным источником благосостояния человека может быть только его труд. И в-третьих, нравственная готовность к браку, созданию семьи, понимание того, что семья это высшая ценность делает человека патриотом. Полагаю, что школа должна иметь в виду выработку и воспитание этих качеств личности, как инварианты в воспитательном процессе. Но это дело не только школы. Если перманентное образование для нормального человека безусловно, то и перманентный воспитательный процесс для нормального общества должен быть естествен.
Позволю себе привести слова, которые были произнесены Известным Лицом в Нагорной проповеди: «Не сытое чрево я вам обещаю, но вечный голод духа». Было бы хорошо, чтобы все наши выпускники, да и мы все испытывали этот вечный голод духа и стремились его бесконечно утолять.
По телевидению идёт очередной сериал. Сижу за компьютером и иногда прислушиваюсь, что там в сюжете. Девочка приехала в столицу «покорять» Москву. Естественно, покорить хочет, став звездой шоу-бизнеса или, по крайней мере, звездулькой. На первых порах ничего не получается. Потом по сюжету получится, она станет «звездой», пройдя все положенные в таких случаях процедуры, а пока – огорчение, нечего есть, некуда обратиться. В отчаянии восклицает: «Да я готова даже пойти работать в школу учительницей только бы не возвращаться в свой Н-ск!» Вот ведь как! Школа стала в представлении продюсеров сериалов, авторов сценариев (или вообще телевизионщиков) местом временного трудоустройства безработных без всякой ответственности. Это наводит на размышления. И отсюда родился образ школы будущего. 
 В Интернет по диалапу стали выходить в году, этак, 99-м. А выпускники в своё время преподнесли сюрприз. Прибежали и представили некий проект Золотого правила. Нет, они не придумали его сами, нашли в Интернете, так что пусть нас простят настоящие и, к сожалению, неизвестные авторы. Но оно так привело их в восторг, что мы взяли его за основу и теперь уже много лет наше Золотое правило, как молитва встречает всех детей в вестибюле школы. 
 Настоящее Золотое правило составлено в декабре 2000 года в нашей школе за три дня до начала нового тысячелетия первыми выпускниками третьего тысячелетия и XXI века. 
Преамбула.
Первоначальные принципы поведения, как правило, определяют дальнейшее развитие отношений между людьми. В их силах и власти сделать такие отношения нормальными и интересными, ненавязчивыми и нужными, прогрессивными и перспективными, красивыми и достаточными. Мы искренне надеемся, что ты правильно поймешь это Золотое правило, призванное объединить нас в эпоху, которая предоставляет нам уникальную возможность проявления самых лучших качеств, воплощения самых невероятных мыслей, идей и проектов каждого из нас. Вместе сделаем невозможное, вместе – победим.
Золотое правило.
В общении своем с людьми не допускай слов и выражений, намеков и иносказаний, способных намеренно или невольно оскорбить твоих собеседников. Да будет с тобой осторожность в поведении, в разговорах о политике и религии – тысяча мнений на этот счет. Помни, что граница между юмором и насмешкой, философией и цинизмом не столь тонка, сколь призрачна – не преступай её. Корректность и радушие, понимание и благожелательность, приветливость и толерантность, желание общаться и индивидуальность – вот что приветствуется здесь. Твоя свобода и уникальность здесь – норма. Ты найдешь здесь поддержку, увидишь воспоминания о прошлом и …будущем, а если пожелаешь, то и твой вклад останется здесь навечно. В этой лучшей из школ рады видеть тебя всегда. Мы это поняли за десять лет учебы и теперь мы перед самым началом другой ж
изни. Неси же в себе это Золотое правило и передавай его будущим поколениям.

 Что сказать? Что все они уже живут вне школы и вне родительского дома. Я всегда думаю, что их отцы и матери вырастили этих детей, которые, к счастью, лучше нас. У всех семьи, большинство успешны. Есть ли удовлетворение? Не знаю, приходят новые и снова уходят. Остаться бы для них Учителем…
Категория: Мои файлы | Добавил: Big-bug
Просмотров: 2080 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Такой должна быть каждая школа России. Смотреть.

Перестаньте воспитывать детей, всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя.

«Единственный путь достижения прекрасного будущего – создание Теории Воспитания Человека. Человечество должно научиться воспитывать в своих детях доброту, честность, благородство, душевную щедрость». 

Борис Стругацкий

Наш опрос
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0