Моё видение школы будущего.
«Утопия? Но если в мире она отсутствует, на такую
карту мира не стоит и смотреть, потому что не увидим той
земли, куда всё время стремится человечество». Оскар Уайльд.
Пусть читающего это не удивляет представление о школе будущего в таком виде. Оно навеяно хорошими, к сожалению, во многом не принадлежащими мне, педагогическими идеями. Многое взято из самой, на мой взгляд, яркой педагогической литературы, а именно произведений писателей А. и Б. Стругацких, моих любимых классиков современной фантастики.
Итак школа будущего. Как единица и как система представляется школой интернатного типа. Если кому-то не нравится слово "интернат", то можно заменить его словом "пансионат". Она вынесена из зон городов, располагается в лесных массивах, у берегов рек, озёр и морей, вне городов, возможно только невдалеке небольших населенных пунктов сельского типа. Детей в городах нет вовсе. Воспитывать детей должны не случайные люди (родители ведь не совсем педагоги или даже совсем не педагоги), а профессиональные воспитатели, к которым я не буду применять этот термин. Назовём его просто – Учитель. Конечно, родители будут вправе принимать решение, быть их ребёнку в такой Школе или ходить в обычную (которых будет совсем мало) и самим ежедневно общаться с ребенком. Не имею в виду, что ребенка надо всенепременно у родителей отбирать! Нет. Просто само время и потребности общества построят такую систему воспитания. Из чего исхожу? Полагаю, что проблема воспитанности в недалёком будущем встанет перед обществом и государством острее, чем в своё время проблема ликвидации неграмотности и решать её надо будет лучшими силами, не жалея средств. Это не имеет никакого отношения к так называемой ювенальной юстиции и это очень просто понять из дальнейших рассуждений.
В школе дети будут окружены комфортными условиями, без излишеств. В любое время родители смогут посещать детей, а на каникулах дети смогут жить дома, но часть каникул будет задействована для поездок, путешествий и для интересной практической деятельности. Для старшеклассников, например, это может быть работа в больницах, в приютах для животных, заповедниках, в домах престарелых (если таковые ещё будут) или на научных базах, на производстве, в строго определенных рамках общения с наставниками. О поездках и путешествиях: чтобы ребенок научился любить свою Родину и планету Земля, он должен её увидеть воочию, многие места, всю красоту земли и мощь человечества. Однако во время каникул тоже никаких ограничений для общения с родителями у ребенка не будет.
Небольшое отступление: а все ли современные родители так уж желают и умеют общаться с ребенком?
Итак, школа интернатного (пансионатного) типа. Вместе с сохранением фундаментального образования, в ней будет в содержании обучения много компетентностного подхода. Обучение будет свободным, каждый ребенок имеет право на любое мнение по вопросам обучения и никаких оценок, никаких неодобрений, ребёнок не должен замечать, что он ОБУЧАЕТСЯ, он должен учиться так, чтобы ему было радостно от этого процесса. Мне могут возразить, мол, это декларация, а как это сделать? Не знаю, как это сделать в современной школе, но у нас есть тысячи учителей уже сейчас и были всегда, которые умели и умеют это делать. В социуме взрослых ещё долго будет сохраняться отягощение злом, мы должны ограждать детей от него. Мне могут возразить, а что же это, инкубатор? Нет, это воспитание и в первую очередь воспитание. История, кстати, знает много таких примеров.
В жизнь войдёт парадигма – у каждого ребенка должен быть с определенного возраста только ОДИН учитель и только один. Не Мария Ивановна по русскому и Павел Романович по алгебре, а именно один учитель. И во всех сопроводительных документах в его анкете будет стоять: отец… мать,..учитель. Эти три человека в каждом сведении, если таковое затребуется. Нет, конечно, один человек не сможет всё знать и быть универсалом, но я имею в виду именно Учителя ЭТОГО ребенка. Это вовсе не означает, что у каждого учителя будет только один воспитанник, но у каждого воспитанника, безусловно, только один учитель! Меня спросят, а как же быть с предметным обучением? Для этого будут мощные средства, видеоуроки, медиасредства и т.д. но под руководством его, ребенка, учителя. И учитель будет самым почитаемым человеком для ребенка кроме родителей и может быть наравне с ними. Постепенно, с возрастом в школьной жизни ребенка всё большее место будет занимать проектная деятельность, выявляющая его направляющие таланты, подготавливающая его к выбору дальнейшего жизненного пути. К окончанию школы ему будут даны на основе совершенно чётких психолого-педагогических заключений рекомендации о выборе деятельности. Школа будет выпускать из своих стен свободных, добрых, весёлых и гордых людей. Такова её миссия и миссия Учителя.
Отдельно об Учителе. Это особая категория людей. Их не будут готовить в пединститутах пять лет, такой подход будет отвергнут. Пединституты будут заниматься разработкой теории воспитания и выработкой практических рекомендаций по динамичной педагогике. Кроме того, в них будут курсы для подготовки …учителей. Но тут особый разговор. Учителями будут люди, которых будут отбирать из разных полей человеческой деятельности: из инженеров, врачей, учёных, людей с производства, космонавтов, лётчиков, исследователей морей, строителей лунных баз и т.д. Но стать Учителем будет очень трудно, такой отбор будет вести специальная группа или группы людей, подготовленных для этого. В человеке будут выявляться качества, которые могут сделать его учителем. И тогда, пройдя множество тестов и собеседований, он сможет быть рекомендован быть им. Человек сможет стать учителем и в 30 и в 40 и в 50 лет, а вот массовой штамповки не будет. Уж больно это дорого обходится обществу, имею в виду некомпетентность, а зачастую и просто непредрасположенность к такого рода деятельности. Смею утверждать, что примерно 50% современных учителей могут спокойно оставить школу, и она от этого не только не пострадает, а даже выиграет.
Небольшое замечание. Когда меня спрашивают сколько у меня за мою жизнь было учеников, то я отвечаю, наверное около десяти, не больше. А почему так мало, следует недоуменный вопрос. А потому что остальные просто были учащимися в классе, вовсе неплохоми, но это были ученики других учителей.. Если некая Марь Ванна (химичка, биологичка, математичка) скажет, что у неё было много тысяч учеников за 30(!) лет – не верьте, такого просто не может быть! Даже у Иисуса Христа их было всего 12, хотя проповеди он произносил перед большими ТОЛПАМИ людей. Из этих двенадцати один его начисто предал, а второй трижды отказался от него, не успели пропеть петухи.
После такого отбора человек, разумеется, образованный, умеющий из всех возможных решений в поле человек-человек принять не самое рациональное, а самое доброе, для которого милосердие есть категорический императив, получает на курсах продолжительностью не более года при институте Педагогики и Воспитания необходимый минимум знаний основ педагогики, психологии, теории воспитания, остальное у него уже есть. Такой человек не сможет не учиться всю жизнь, иначе он просто не сможет быть Учителем.
Профессия учителя будет в обществе не просто почётной, а самой трудной и уж самой ответственной, поэтому и отбор должен быть тщательным и строгим. Но в государственном Совете будет не менее половины учителей и врачей, потому что из всех проблем общества наука о человеке отстала от ядерной физики, например, на много десятилетий, как это ни печально. И воспитание станет важнейшим приоритетом. Оптимальным мне представляется то общество, в котором количество учителей должно составлять минимум 7% от всего трудоспособного населения.
Если кто-нибудь прочитает этот скромный набросок, то я буду рад любым комментариям уважаемых коллег по и просто посетителей данной страницы. Постараюсь в дальнейшем с вашей помощью развить и детализировать проект школы будущего.
Из чего исхожу? Хочется жить в таком обществе, в котором хотелось бы жить, простите за тавтологию. В обществе свободных, весёлых, добрых и гордых людей. Кстати, пансионат для девочек Министерства обороны - пример такой школы.
Версия для печати
|