Елена Неверова перепечаталa из lekkasi.livejournal.com
Мне был задан вопрос: «за время моей практики в детском саду всегда были дети, которые лидерствовали и те, которые соответственно им подчинялись, причем выглядело это так, как будто у второго типа детей вовсе отсутствовало свое мнение. В связи с этим возник вопрос к специалисту: что это детское лидерство и подражание, где здесь границы и нужно это пресекать или поощрять, а если да, то до какой степени? Спасибо.» Я постаралась ответить: Если Вы наблюдаете в свой группе воспитанников ребёнка с яркими качествами, а именно: - ребёнок легко адаптируется в незнакомой обстановке; - дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям; - имеет особенностью руководить в играх и занятиях. - в окружении посторонних людей и в любой нестандартной ситуации ребёнок сохраняет уверенность в себе; - с лёгкостью общается с другими детьми и взрослыми; - в общении со сверстниками проявляет инициативу; Выделяется поступками, выходящими за рамки характерные для его возраста; - другие дети часто стремятся подражать его поведению. Поздравляю! В вашем коллективе одарённый ребёнок. Специалистами были отмечены дети с ярко выраженными способностями и демонстрирующими высокие достижения в одной или нескольких сферах деятельности: интеллектуальной, организаторской, творческой, спортивной. В силу того, что воспитатели, педагоги не снабжены материалом и методикой работы с одарёнными детьми, и при не правильном отношении к ребёнку, без учёта его индивидуальных особенностей, дети включены в группу риска. Приведу пример из практике: Обратилась мама, мальчика Ю.(10 лет). Проблем с ребёнком в семье нет. Волнуют постоянные жалобы от классного руководителя на поведение ребёнка. Расписывать не буду, опишу только один пример из конфликта. В данном классе принято раз в месяц проводить генеральную уборку. Как я поняла, все ученики активно убирали помещении и только наш Ю слонялся без дела, отвлекая ребят от работы. В наказание, учительница, оставила Ю. одному убирать класс на следующий день после занятий. Каково же её было удивление и возмущение, когда зайдя в класс проверить успешность воспитательного воздействия, предстала картина: Ю. сидел на подоконнике окна, весело болтая, а его два друга убирали класс. При полном анализе было выявлено, что данный ребёнок обладает ярко выраженными способностями лидера. И возможно, педагог восприняла данные качества, как угрозу её авторитету и соперничество. На этой почве и возникали постоянные конфликты между педагогом и ребёнком. Увы, распространённая ошибка в воспитании. Данному классному руководителю достаточно было воспользоваться организаторскими способностями ребёнка, и у ней был бы союзник и помощник в коллективе детей. Вам, могу лишь посоветовать. Дети стремятся стать взрослыми, и возможность дает им в этом подражать во всём старшим. Педагогам и воспитателям подражают в меньшей степени, чем авторитетным ровесникам и детям на 2-3 года старше. И если в вашей группе появился явный лидер, воспользуйтесь уникальной возможностью создать себе помощника в его лице. Подавлять, наказывать, ограничивать ребёнка за качества, которые ему даны природой нельзя. Нужно показать , научить правильно пользоваться своими способностями, чтобы это приносило пользу окружающим его людям.
Вот именно, ведь все говорят о работе с одаренными детьми. А с другой стороны у любого ребенка есть ЕГО собственный, главный талант, его необходимо только увидеть.