Анна С.
Воспоминания о Народной школе.
В 12 лет я попала в атмосферу, настолько отличающуюся от
атмосферы обычной общеобразовательной школы, что передать это всё не хватит
десяти форумов! Примерно после двух лет обучения стала понимать, что происходит
вокруг, в стране, в обществе, стала белой вороной, отчего потеряла кучу
приятелей, друзей и подруг. Впоследствии моими друзьями и подругами стали мои
учителя, которые лет на 10-20 меня старше.
Своё личное (оно же
учебное и рабочее) время я научилась планировать тогда же. Каждую неделю в
пятницу составлялось расписание занятий на следующую неделю, каждый вечер – на
следующий день. Я отвыкла от школьного дневника, где – уроки, задания, оценки и
подписи как бы отделены от моей текущей жизни. Всё было в одной тетради – и
школа, и музыкальная, и домашние дела, и планирование походов и каникул…
5 лет я не слышала
оглушительного, сбивающего с мысли, звонка на урок. Перемена начиналась с тихой
музыки (играла чаще классика, иногда барды, джаз, даже некоторая, выборочная
эстрада, а иногда просто природные звуки – птицы, вода…) после 45 минут
занятия. Играла 15 минут. Каждый день было от 5 (обязательных) занятий до 8
(кружково-факультативно-семинарских). Т.е. каждый день мы по 1,5-2 часа слушали
качественную музыку.
Обязательные предметы
были ежедневными:
Каллиграфия (которая по окончании переходила в черчение и
геометрию)
Математика
Осмысленное чтение
Грамматика русского языка
Организация организма
Классов не было. Были
ГРУППЫ, которые формировались не по возрастному принципу, а по определённым
достигнутым успехам. Все программы разбиты на БЛОКИ. В конце каждого месяца
проводится зачётная неделя. В связи с чем никаких оценок, кроме ЗАЧЁТ/НЕЗАЧЁТ
не было. По результатам формируются новые группы. В итоге – никто никого не
ждёт, никто ни за кем не гонится. Каждый
развивается в своём темпе, поэтому всем комфортно, хотя и у каждого есть смысл
стремиться попасть в группу следующего блока.
Долгое время в одной группе по математике со мной (мне было
15), например, учился мальчик (13 лет, футболист-шахматист, но до безобразия
неграмотный). Мы осваивали начала мат.анализа. Он гораздо быстрее всех
остальных двигался в математике, потому и был с нами в одной группе. А по
грамматике сидел чуть ли не с первачами долгое время.
А в группе, например, по каллиграфии сидели рядом 1-классник
и 10-классник, почерк которого напоминал скорее какую-то линию самописца… И
учились писать пёрышком и чернилами, на бумаге в косую линейку под каждую
буковку.
Проводились педфаки –
не только для преподавателей, но и для учеников, их родителей. Например,
каллиграфию некоторое время вели моя мама и бабушка. А по освоении
определённого блока программы была возможность для учеников самим становиться
преподавателями этого блока. С 14 лет (и до закрытия школы) я вела грамматику в
группах 8-9-леток и у своих сверстников.
Русским языком
углублённо занималась сама, так же как геометрией и английским. Геометрия стала
любимым предметом после того, как в школу пришла абсолютно безликая учительница
геометрии, которая привила мне ненависть к ней самой и к геометрии, а я в конце
четверти подошла к маме и беспомощно показала ей первые страницы учебника
Погорелова. Мама его отбросила в сторону и за 5 минут объяснила всё, чего я не
могла понять в течение учебной четверти. С того момента я засела за геометрию
не на шутку, освоила сама и планиметрию, и стереометрию, за редкими случаями
обращаясь к старшим.
Отдельным событием
всей школы был АНАЛИЗ НЕДЕЛИ, который проходил в пятницу по окончании всех
обязательных уроков. Собиралась вся школа, приходили родители. Назначался
ведущий, который отвечал за выполнение установленных нами правил ведения
диалога, записывались на доске доклады и докладчики. Каждый мог вынести
волнующий его вопрос на доску и на обсуждение его для всех присутствующих –
обязательно с рефлексией и выводами. Сразу было видно, какой доклад мог
вылиться в отдельный семинар, который мог быть включён в расписание на
следующую неделю. Расписание составлялось нами тут же после анализа.
На лето в рамках
программ организации организма, географии и истории планировались экспедиции.
Это были водно-пешие походы (2 раза на р. Казыр в Горной Шории, 1 раз на р. Она
в Хакассии). К ним готовились с зимы: шили сами катамараны и спальники. А после
походов во время учебного года часто возвращались к просмотру видеосъёмок,
обсуждению встреч в тех местах, посещений музеев тех мест и т.д.
Долго могу
рассказывать… В Народной школе я проучилась 5 лет, и именно в этот период я
получила и осознала свою позицию в этой жизни.
Не хочу расписывать
минусы сегодняшнего образования, правительства, уже достаточно. Мне как матери
двоих ещё маленьких детей, уже хочется что-то делать самой, помимо того, что я
делаю сейчас дома, без телевизора и привлечения к образованию своих детей
детсадов и медучреждений. Хочется, конечно, чтобы вокруг было больше сознательных
МОЛОДЫХ родителей, с которыми можно создать родительских клуб, проводить
занятия дома или на поляне и т.д., и с детьми которых будут общаться мои дети.
К сожалению, пока близ меня не находится таких родителей, которые не боятся
ступить шаг в сторону от системы и ВЗЯТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РОЖДЕНИЕ,
ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ СВОИХ ДЕТЕЙ НА СЕБЯ, а не на детские сады,
школы, улицу, телевидение… Боятся, что у них будет «мало общения со
сверстниками», не понимая, что дело не в количестве друзей и знакомых, а в
количестве точек соприкосновения с их взглядами и действиями.
Вывод только один:
своим детям и другим детям, их родителям и всем учителям я желаю только такой
школы! Я готова её всё время создавать, рассказывать, делиться опытом. Было бы
с кем.
ТО, ЧТО НЕ ВСЕМ ЭТО ИНТЕРЕСНО - ЭТО ПОНЯТНО.
ПОЭТОМУ!
ПРОШУ ВСЕХ, КТО НЕ
ЗАИНТЕРЕСОВАН В ПРОЕКТЕ НОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НИЧЕГО В ФОРУМЕ НЕ ПИСАТЬ, НЕ
ПРЕВРАЩАТЬ ФОРУМ В БЕСКОНЕЧНЫЙ ДИАЛОГ "КТО О ЧЁМ".
КАК ГОВОРИТСЯ, ПУСТЬ
ОСТАНУТСЯ ТЕ, КОМУ ЭТО ИНТЕРЕСНО. Первоисточник здесь: http://maxpark.com/user/1182780268/content/724645
|