Скачать презентацию Форсайт-проекта можно по одной из этих ссылок. Ниже следует статья об одном видении школы будущего. http://www.novoterra.ru/downloads/Forsajt-proekt__Detstvo.ppt
http://ilekobr.ucoz.ru/images/Forsajt-proekt_Detstvo.ppt
Моё видение школы
будущего.
Пусть читающего это не удивляет
представление о школе будущего в таком виде. Оно навеяно хорошими, к сожалению,
во многом не принадлежащими мне, педагогическими идеями. Многое взято из самой,
на мой взгляд, яркой педагогической литературы, а именно произведений писателей
А. и Б. Стругацких, моих любимых классиков
современной фантастики.
Итак школа будущего. Как единица и как
система представляется школой интернатного типа. Она вынесена из зон городов,
располагается в лесных массивах, у берегов рек, озёр и морей, вне городов,
возможно только невдалеке небольших населенных пунктов сельского типа. Детей в
городах нет вовсе. Воспитывать детей должны не случайные люди (родители ведь не
совсем педагоги или даже совсем не педагоги), а профессиональные воспитатели, к
которым я не буду применять этот термин. Назовём его просто – Учитель. Конечно,
родители будут вправе принимать решение, быть их ребёнку в такой Школе или
ходить в обычную (которых будет совсем мало) и самим ежедневно общаться с
ребенком. Не имею в виду, что ребенка надо всенепременно у родителей отбирать!
Нет. Просто само время и потребности общества построят такую систему
воспитания. Из чего исхожу? Полагаю, что проблема воспитанности в недалёком
будущем встанет пред обществом и государством острее, чем в своё время проблема
ликвидации неграмотности и решать её надо будет лучшими силами, не жалея
средств.
В школе дети будут окружены комфортными
условиями, без излишеств. В любое время родители смогут посещать детей, а на
каникулах дети смогут жить дома, но часть каникул будет задействована для
поездок, путешествий и для интересной практической деятельности. Для старшеклассников,
например, это может быть работа в больницах, в приютах для животных,
заповедниках, в домах престарелых (если
таковые ещё будут) или на научных базах, на производстве, в строго определенных
рамках общения с наставниками. О поездках и путешествиях: чтобы ребенок
научился любить свою Родину и планету Земля, он должен её увидеть воочию,
многие места, всю красоту земли и мощь человечества. Однако во время каникул
тоже никаких ограничений для общения с родителями у ребенка не будет.
Небольшое отступление: а все ли современные
родители так уж желают и умеют общаться с ребенком?
Итак, школа интернатного типа. Вместе с
сохранением фундаментального образования, в ней будет в содержании обучения
много компетентностного подхода. Обучение будет свободным, каждый ребенок имеет
право на любое мнение по вопросам обучения и никаких оценок, никаких неодобрений,
ребёнок не должен замечать, что он ОБУЧАЕТСЯ, он должен учиться так, чтобы ему
было радостно от этого процесса. Мне могут возразить, мол, это декларация, а
как это сделать? Не знаю, как это сделать в современной школе, но у нас есть
тысячи учителей уже сейчас и были всегда, которые умели и умеют это
делать. В социуме взрослых ещё долго
будет сохраняться отягощение злом, мы должны ограждать детей от него. Мне могут
возразить, а что же это, инкубатор? Нет, это воспитание и в первую очередь
воспитание. История кстати знает много таких примеров.
В жизнь войдёт парадигма – у каждого
ребенка должен быть с определенного возраста только ОДИН учитель и только один.
Не Мария Ивановна по русскому и Павел Романович по алгебре, а именно один
учитель. И во всех сопроводительных документах в его анкете будет стоять: отец…
мать,..учитель. Эти три человека в каждом сведении, если таковое
затребуется. Нет, конечно, один человек
не сможет всё знать и быть универсалом, но я имею в виду именно Учителя ЭТОГО
ребенка. Это вовсе не означает, что у каждого учителя будет только один
воспитанник, но у каждого воспитанника, безусловно, только один учитель! Меня
спросят, а как же быть с предметным обучением? Для этого будут мощные средства,
видеоуроки, медиасредства и т.д. но под руководством его, ребенка, учителя. И
учитель будет самым почитаемым человеком для ребенка кроме родителей и может
быть наравне с ними. Постепенно, с возрастом в школьной жизни ребенка всё большее место будет занимать проектная
деятельность, выявляющая его направляющие таланты, подготавливающая его к
выбору дальнейшего жизненного пути. К окончанию школы ему будут даны на основе
совершенно чётких психолого-педагогических заключений рекомендации о выборе
деятельности. Школа будет выпускать из своих стен свободных, добрых, весёлых и
гордых людей. Такова её миссия и миссия Учителя.
Отдельно об Учителе. Это особая категория
людей. Их не будут готовить в пединститутах пять лет, такой подход будет
отвергнут. Пединституты будут заниматься разработкой теории воспитания и
выработкой практических рекомендаций по динамичной педагогике. Кроме того, в
них будут курсы для подготовки …учителей. Но тут особый разговор. Учителями будут люди, которых будут отбирать
из разных полей человеческой деятельности: из инженеров, врачей, учёных, людей
с производства, космонавтов, лётчиков, исследователей морей, строителей лунных
баз и т.д. Но стать Учителем будет очень трудно, такой отбор будет вести специальная группа или группы
людей, подготовленных для этого. В человеке будут выявляться качества, которые
могут сделать его учителем. И тогда, пройдя множество тестов и собеседований,
он сможет быть рекомендован быть им. Человек сможет стать учителем и в 30 и в
40 и в 50 лет, а вот массовой штамповки не будет. Уж больно это дорого
обходится обществу, имею в виду некомпетентность, а зачастую и просто непредрасположенность
к такого рода деятельности. Смею утверждать, что примерно 50% современных
учителей могут спокойно оставить школу, и она от этого не только не пострадает,
а даже выиграет.
Небольшое замечание. Когда меня спрашивают
сколько у меня за мою жизнь было учеников, то я отвечаю, наверное пять или
шесть, не больше. А почему так мало, следует недоуменный вопрос. А потому что
остальные просто были учащимися в классе. Если некая Марь Ванна (химичка,
биологичка, математичка) скажет, что у неё было много тысяч учеников за 30(!)
лет – не верьте, такого просто не может быть! Даже у Иисуса Христа их было
всего 12, хотя проповеди он произносил перед большими ТОЛПАМИ людей. Из этих
двенадцати один его начисто предал, а второй трижды отказался от него, не
успели пропеть петухи.
После такого отбора человек, разумеется,
образованный, умеющий из всех возможных решений в поле человек-человек принять
не самое рациональное, а самое доброе, для которого милосердие есть
категорический императив, получает на курсах продолжительностью не более года
при институте Педагогики и Воспитания необходимый минимум знаний основ
педагогики, психологии, теории воспитания, остальное у него уже есть. Такой
человек не сможет не учиться всю жизнь, иначе он просто не сможет быть
Учителем.
Профессия учителя будет в обществе не просто
почётной, а самой трудной и уж самой ответственной, поэтому и отбор должен быть
тщательным и строгим. Но в государственном Совете будет не менее половины
учителей и врачей, потому что из всех проблем общества наука о человеке отстала
от ядерной физики, например, на много десятилетий, как это ни печально. И
воспитание станет важнейшим приоритетом.
Если кто-нибудь прочитает этот скромный
набросок, то я буду рад любым комментариям уважаемых коллег по
Интернет-педсовету. Постараюсь в дальнейшем с вашей помощью развить и
детализировать проект школы будущего.
Из чего исхожу? Хочется жить в таком
обществе, в котором хотелось бы жить, простите за тавтологию. В обществе
свободных, весёлых, добрых и гордых людей.
|