Радуют, радуют любого нормального человека хорошие вести об успехах наших школьников и педагогов, о которых нам часто рассказывает районная пресса. Да и как не радоваться, ведь это успехи творческого труда учащихся, родителей и учителей. Но мы тут не будем повторяться об успехах, потому что не получается "...перо к бумаге, минута - и стихи свободно потекут". Ибо одолевает часто боль о судьбах образования, о судьбах и будущем наших детей. А может, ну ее - эту боль? Может быть так и должно быть в новых реалиях? Но сомнения, сомнения... В далеких послевоенных годах и вплоть до начала 90-х (с некоторыми оговорками о 90-х) любой школьник мог, нормально и прилежно относясь к своим учебным обязанностям, получить максимум от школьного образования. Министр говорит, что новый учитель должен быть проводником в мире знаний. А разве в упомянутые годы (давно) он таковым не был? Ведь к дополнению к предмету географии, например, большинство школьников кидалось читать книги Жюля Верна, Майна Рида, Фенимора Купера, по которым уж знание географии можно было подкрепить на всю жизнь. А в процессе изучения истории старались сразу прочитать книги Яна, Субботина других известных авторов, по которым запоминали не только имена, а и даты исторических событий. Министром произнесено: "Сегодня любой пятиклассник подчас знает больше своего педагога. Он имеет интернет и сто каналов телевидения". Ну и что? А где компетентность? Это ведь компетентностный подход так усиленно пропагандируется его апологетами и преподносится чуть ли не как открытие. Но ведь в упомянутые послевоенные и позже в многочисленных кружках в школах и Домах пионеров приобретали навыки, по практичности несравнимые с нынешними. Так в радиокружках учились паять, собирать простейшие радиоприемники, читать схемы, в фотокружках углубляли знания по химии с практической точки зрения (гипосульфит, поташ, бромистое серебро и т.д.). Да, сейчас другие компетентности - "проги", "мыло" (не путать с гигиеной), "юзеры"... Но разве кому-то придет в голову считать компетентным человека, использующего телефон? А компьютер, наряду с телефоном, тоже просто становится повседневным инструментом, так что какая уж тут глубокая компетентность? Что же дальше? С введением ФГОС, которыми предусматривается, что обязательная часть школьной программы (кстати, сильно урезанная) будет бесплатной, а остальное, уж простите, дорогие товарищи, - за ваш счет!. Пользуясь схематикой изображения в теории множеств приводим наглядную картину.
Так было. Так будет. Что изменяется тут? А вот над этим стоит подумать. радует только то, что на местах педагогическое сообщество еще сопротивляется этому, но долго ли это будет продолжаться?
|